Чему обучают ребёнка в детском саду
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию;
планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Цели и задачи реализации Программы
Программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ от 30.09.2022 г. № 874;
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (далее - ФАОП ДО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022.
Программа адаптирована для образования, воспитания и развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№273 – ФЗ гл.1 ст.28).
Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся дошкольного возраста с ТНР.
В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; система коррекционной, воспитательной и образовательной работы, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития обучающихся с ТНР.
Учитывается региональный компонент, анализируются результаты предшествующей педагогической деятельности, потребности обучающихся с ТНР и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Программа обеспечивает разностороннее развитие обучающихся с ТНР по основным направлениям воспитания и образования.
Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, реализации прав обучающихся на получение доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивает развитие способностей каждого в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого и физического развития, удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ТНР.
Задачи:
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
охрана и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития обучающихся с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим, речевым и индивидуальным особенностям обучающихся с ТНР;
создание условий психолого-педагогической поддержки семей, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
В области компенсации нарушений речи обучающихся с ТНР: развитие навыков правильной речи;
устранение дефектов звукопроизношения;
развитие грамматически и стилистически правильной связной речи; профилактика нарушений письменной речи;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) и членам семей обучающихся с ТНР.